Факты и гипотезы.  

Загадочный флорентиец

15 апреля 1452 года в маленьком городке Винчи, затерявшемся в горах Тосканы, появился на свет один из самых загадочных гениев нашей цивилизации. Подлинный титан эпохи Возрождения, Леонардо и по сей день не перестает изумлять человечество многогранностью своих дарований, потрясающих художественных образов, научных открытий, изобретений и исследований, сделанных им в самых областях науки и искусства. Конечно же, флорентийский художник оказал колоссальное воздействие не только на итальянское Кватроченто - Высокое Возрождение - но и на развитие всей земной цивилизации. В самом деле, едва ли в мировой культуре найдется и десяток имен, которых можно было бы поставить в один ряд с загадочным флорентийским Мастером. Люди последующих поколений недаром называли его итальянским Фаустом.

Не поддается точному перечислению список областей знания, в которых проявил себя гениальный флорентиец. Художник и скульптор, военный инженер и конструктор, механик, биолог, ботаник, геолог и химик, астроном, математик, картограф, физиолог и анатом, оптик, математик, акустик, музыкант, певец. Он создавал текстильные машины и ткацкие станки, разрабатывал системы шлюзов для осушения болот и системы орошения полей с помощью труб, конструировал новые виды оружия, создал прототипы акваланга и парашюта, танка и броненосца, работал над созданием подводной лодки, самолета, вертолета, планера.

Многие ученые считают, что вертолет и первый вариант современного пропеллера были созданы именно Леонардо. Как отмечают исследователи, прикладная механика Леонардо вызывает восхищение даже привычного к технике ХХ века. Цепная передача и шарикоподшипник, маховик и рессорная колесница (прототип автомобиля), механическая пила, модель спирального пропеллера, различные передаточные механизмы, цепная передача, использование шкивов, блоков, рычагов и приводов, увеличивающих скорость движения … Леонардо стал пионером и в области изучения и применения силы пара в технике. Он сконструировал паровое ружье и, более чем вероятно, работал над созданием паровой машины.

Леонардо предвосхитил некоторые законы механики, открытые впоследствии Ньютоном. Так, принцип инерции много лет назывался не иначе, как принципом Леонардо. В занятиях оптикой великий художник тоже далеко опередил своих современников. Он знал, что зрительные образы на роговице глаза проецируются в перевернутом виде, и проверил это с помощью изобретенной им же камеры-обскуры. Знаменитый принцип: «угол падения равен углу отражения» тоже был открыт и сформулирован Леонардо да Винчи. Создавая инструмент, позволявший измерять интенсивность света, Леонардо начертил модель фотометра, не менее совершенного, чем тот, который был предложен триста лет спустя американским ученым Румфордом. Леонардо открыл также феномен лунной тени и полутени, изобрел очки, которыми сам же и пользовался в пожилом возрасте; для наблюдения за астрономическими явлениями он создал и линзы.

Роберт Уоллес в книге «Мир Леонардо» пишет: «Перечень изобретений Леонардо, его идей и усовершенствований можно продолжать до бесконечности: легкие лыжеподобные башмаки для хождения по воде - нечто подобное появилось в США в последние годы; перепончатые перчатки для плаванья; вращающийся вытяжной колпак для дымоходов; вращающиеся мельницы для производства тонких, унифицированных листов металла; усовершенствованный насос с центрифугой; машины для производства металлических винтов; идея переносных разборных домов; машины для производства веревки; шлифовальные машины; эксперименты с волчком, жидкостями, падающими телами; масляная лампа со стеклянной сферой, наполненной водой для усиления яркости света.

…вне всякого сомнения, Леонардо - титан науки… Обозревая мысленным взором изобретения Леонардо, понимая, как был высок уровень его знаний, поневоле чувствуешь себя потрясенным».

Потрясенными перед знаниями и искусством своего великого соотечественника чувствовали себя и его современники, несмотря на то, что гениальность Леонардо была понята ими, по существу, лишь в двух областях - живописи и военно-инженерном деле. Значение же большинства изобретений и идей Леонардо осталось непонятым его современниками. Флорентийский художник настолько опередил свою эпоху, что его научные работы по-настоящему были оценены только в ХХ веке.
Личность и толпа

Взаимоотношения Личности (тем более - гениальной) и окружающих ее обывателей давно уже стали предметом философских размышлений. Одним людям свойственно восхищаться и преклоняться перед высотами знания и мастерства, недостижимым для всех остальных. Другие же почему-то предпочитают… завидовать, клеветать и порочить людей, превосходящих своими талантами простых смертных.

Клеветников и завистников в окружении Леонардо было, пожалуй, больше, чем поклонников. Как ни печально, но приходится признать, что путь Леонардо был в этом отношении типичным путем гения - тем более, гения науки, окруженного невежественными и суеверными, склонными к религиозному фанатизму обывателями средневековой Европы.

Обычный человек не может столько знать и уметь, одновременно быть красивым и умным, сильным и независимым. Следовательно, мастер продал душу дьяволу за обладание этими достоинствами, - так считала чернь, боявшаяся Леонардо и его научных занятий. Механизмы и приспособления, изобретенные и применяемые художником, приписывались его успехам не в механике и инженерном деле, а в … колдовстве и чернокнижии.

Среди недругов Леонардо были и люди образованные. Некоторые художники, - которые, казалось бы, по достоинству должны были оценить его гений, - нередко завидовали ему и злословили на его счет. Надо сказать, что сам Леонардо, будучи человеком удивительно мягким, гармоничным и великодушным по своему душевному складу, менее всего давал своим завистникам какие бы то ни было поводы для клеветы. И все же одна грязная сплетня в адрес художника пережила его время и до сих пор фигурирует в некоторых работах, посвященных жизни и творчеству великого мастера. Эта сплетня приписывает Леонардо якобы склонность к мужеложству - не больше, не меньше! В основе же ее (если это только можно считать основой!) лежит клеветническая выдумка, к тому же анонимная по своему происхождению.
В те времена правители Флоренции, очевидно, в целях борьбы с возможными заговорами, поощряли анонимные доносы. Для этих целей рядом с Палаццо Веккио был установлен своеобразный «почтовый ящик», прозванный жителями «тамбуро» (барабан). В этот ящик любой желающий мог опустить письмо с анонимным доносом на кого-либо. В случае, если по данному обвинению находились свидетели, оно подлежало расследованию.

В апреле 1476 года, когда Леонардо было около 24 лет, в пресловутом «тамбуро» была найдена «анонимка», обвинявшая четырех молодых людей в том, что они якобы занимались любовью с семнадцатилетним Джакопо Сантарелли, служившим моделью в художественной мастерской. Среди имен обвиняемых было и имя Леонардо.

Обвинитель, как и следовало ожидать, так и не был найден, ни один свидетель по этому делу так и не появился, и, хотя дело дважды направлялось в суд, из-за полного отсутствия каких бы то ни было доказательств это разбирательство ни к чему не привело. Однако недоброжелатели Леонардо увидели в чьей-то злобной выдумке повод для сплетен и клеветы в адрес художника. И, несмотря на то, что за всю жизнь Леонардо ни одного факта, ни одного конкретного имени, хотя бы в какой-то мере подтверждающих старое обвинение, так и не появилось, грязная сплетня о нем изредка вновь оживала в устах его врагов и завистников.

В чем состояла живучесть этой сплетни? Во-первых, в том, что у Леонардо действительно было много завистников и врагов. Во-вторых, мысль о порочности великих людей всегда нравилась обывателям. Возможно, кто-то хотел оправдать свою собственную низость - или просто посредственность - попытками унизить людей действительно великих, приписав им несуществующие слабости и пороки… В-третьих, любящим посплетничать обывателям казался странным и сам факт того, что отличающийся удивительной красотой молодой художник не имел подруг, как большинство людей его возраста (Рафаэль, например, в молодости был окружен целыми толпами поклонниц).

О внешности Леонардо Вазари писал: «Во всей его наружности было такое сияние красоты, что при виде его всякая печальная душа прояснялась». Тем не менее, Леонардо не был женат, а если у него и была возлюбленная - большинству современников не было известно ее имя. Этот факт в устах недругов Леонардо, очевидно, и стал главным «доказательством» якобы имевших место «человеческих слабостей» художника.

Романтический образ Моны Лизы, с портретом которой художник не желал расставаться до конца дней своих, для окружающих был лишь еще одной загадкой, но не более того. Зато представители современных сексуальных меньшинств - не без гордости - поторопились причислить итальянского живописца к своему лагерю. И до сих пор пошлая выдумка о том, чего никогда не было, продолжает гулять из одной статьи о Леонардо в другую. Вот уж, поистине, каждый судит в меру своей собственной испорченности!

Между тем в дневниках мастера мы встречаем следующие, характеризующие его образ жизни, замечания: «Страсть ума прогоняет чувственную страсть… Кто не может обуздать свои похотливые желания, ставит себя на один уровень с животными…» и т.д.

Исследователям жизни художника хорошо известно, что аскетичность была свойственна Леонардо не только в отношении к женщинам, но и во всем остальном. Изучая жизнь великого флорентийца, нельзя не задать себе вопрос: почему он был так суров к себе, так аскетичен? Почему даже в молодом возрасте его не привлекали обычные радости жизни, которые для большинства людей являются чуть ли не главным смыслом существования?


«Йогом был Леонардо да Винчи…»

Путь гения тем и отличается от жизни обычных людей, что его цель состоит не в разбазаривании времени и энергии на примитивные удовольствия, а в проявлении самодисциплины и силы воли, благодаря которым и появляются на свет шедевры, изобретения и открытия. Гений же Леонардо был необычен вдвойне, потому что заключался не только в феноменальных интеллектуальных способностях, но и в редчайших психодуховных возможностях, в частности, в присущем художнику даре ясновидения.
В том, что Леонардо да Винчи обладал необычными духовными и психическими способностями, нет никаких сомнений. Биографы великого художника и историки науки до сих пор не могут объяснить, каким образом Леонардо мог достичь столь необъяснимых познаний в различных областях наук, учитывая общий уровень развития науки его эпохи.

Необычные способности Леонардо проявились и в его художественном творчестве. Исследователи давно уже отметили, что, например, уловить некоторые положения крыльев летящих птиц, которые запечатлел в своих рисунках флорентийский художник, можно только, засняв их полет на видеокамеру и затем просмотрев его в замедленном темпе. Таким же образом обычный человек мог бы проследить и движение отдельных струй в потоке льющейся воды. Но Леонардо улавливал эти тончайшие, неуловимые моменты природного бытия невооруженным взглядом…

Предположения о том, что флорентийский гений обладал ясновидением, встречаются во многих исследованиях, посвященных творчеству Леонардо. Но ясновидение бывает разным по своему уровню. Способность предсказывать судьбы отдельных людей, свойственная, в принципе, многим, в эзотерических науках считается лишь элементом ясновидения. Высшая же ступень ясновидения состоит не только в способности предвидения грядущих событий, но и в творческой интуиции, в умении проникать в тайны Природы и человеческой истории…

Таким даром владели только единицы. И именно подобной способностью обладал Леонардо, - только этим можно объяснить тот гигантский скачок в будущее, который он сделал, опередив научное развитие своей эпохи на многие столетия. Кроме научных открытий, Леонардо было сделано немало пророчеств в отношении будущего развития мировой науки, которые по своей значительности не уступают предвидениям Нострадамуса.

Подлинное, творческое ясновидение требует от своего обладателя не только необычного психодуховного потенциала, но и особого образа жизни, главным условием которого является чистота моральная и физическая. Выдающаяся исследовательница эзотерических учений Е. П. Блаватская так писала о высших духовно-психических возможностях и необходимых для их развития условиях жизни: «Часто ставится вопрос: почему безбрачие и чистота являются sine qua non (непременным - ред.) условием для … развития психических и оккультных сил? … Когда мы узнаем, что третий глаз был однажды физиологическим органом и что позднее, в силу постепенного исчезновения духовности и усиления материальности, … он стал атрофированным органом, … то связь станет ясною. В течение человеческой жизни величайшим препятствием на пути духовного развития и, особенно, в приобретении йогических сил является деятельность наших физиологических чувств. Так как половое совокупление тесно связано в своем взаимодействии со спинным мозгом и серым веществом мозга, то излишне вдаваться в дальнейшие объяснения».

Далее Е.П.Блаватская отмечает, что активность продолговатого мозга (именно в нем расположены нервные центры, контролирующие большую часть физиологических процессов), в силу его анатомического соседства с шишковидной железой - главным органом «третьего глаза» - производит на нее мощное «индуктивное» воздействие. Иными словами, активность одного из мозговых центров автоматически подавляет жизнедеятельность другого. Человек волен выбирать, активности какого центра отдать предпочтение - осуществляющему ясновидение «третьему глазу» или связанным с половой функцией нервным центрам продолговатого мозга.

Только в редких кармических случаях ясновидящие и пророки вели обычный образ жизни, будучи связанными брачными узами. Но и в этом случае брак мог осуществиться лишь при условии духовной близости партнерши человеку, несущему высшую миссию, связанную с даром творческого ясновидения.
Одиночество Леонардо было предопределено: он был ясновидящим, и к тому же - человеком, опередившим свое время не только в интеллектуальном, но и в духовном смысле. Не было ничего удивительного в том, что рядом с ним не оказалось родственной души, способной понять и разделить его жизненный путь.


Леонардо - посланник Шамбалы?

Некоторые из современных исследователей творчества итальянского художника всерьез полагают, что под именем Леонардо да Винчи в мир пришел великий Пророк и духовный учитель. Другие утверждают, что Леонардо был путешественником во времени, пришедшим в эпоху Возрождения из Будущего. Третьи считают, что загадочный флорентиец был посланником внеземной цивилизации, направленным на нашу планету для того, чтобы содействовать ускорению духовной и интеллектуальной эволюции землян… Какими бы фантастическими ни казались подобные предположения, следует отметить одно: Леонардо и в самом деле был больше, чем просто гениальным художником и ученым. Он был еще и одной из самых загадочных личностей


Околонаучные знания
Разное
Факты и гипотезы
Паранормалии
Напишите мне



Hosted by uCoz